Военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского городского округа  



Список уклонистов
Главная | |  Книга памяти ...

Сень Игорь Михайлович, Младший сержант

Сень Игорь Михайлович, Младший сержант

Младший сержант

11 мая 1962 года — 4 января 1983 года

Награжден медалями «За отвагу» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», Грамотой Президиума Верховного совета СССР «Воину-интернационалисту»

Узнав о цели нашей встречи, Вера Александровна разволновалась, на глазах появились слезы. Преодолевая себя посидела минуту-другую, глядя в одну точку, а потом проговорила: «Мне кается, что все это кошмарный сон, ведь мертвым я его не видела… жду его и буду ждать до конца моих дней…» Тяжело поднявшись, подошла к буфету, вернулась, положила на стол альбомы, пакеты с документами и фотографиями сына, его письма, записную книжку, Грамоту, которой был награжден посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года за подписью М.С. Горбачева, знак «Воину-интернационалисту»…
Так случилось, что первой в руки Вера Александровна взяла сохранившуюся медицинскую книжку, которая выдается при рождении ребенка. Ее она получила в Одинцовском роддоме. Из записей следовало: сын родился 11 мая 1962 г. весом 3 кг. 100 гр., ростом 52 см. «Через месяц моя кровинушка стал весить больше четырех килограммов, - утирая слезы, говорит моя собеседница. – В семь месяцев «тянул» на девять килограммов. А как радовались мы с отцом, когда в десять месяцев стал ходить…»
Вспоминала Вера Александровна, как в 1966 году переехали из Трехгорки в Одинцово и она продолжала каждый день возить Игоря в детский сад на Сетунь. Спасибо, сестра Христина помогала. А сколько было радости. Когда Игорь пошел в первый класс Одинцовской средней школы № 7. Он был единственным ребенком в семье и, как считает сама Вера Александровна, поздним – родила в 33 года. А поэтому особенно дорогим.
Вера Александровна и Михаил Михайлович знали цену спортивным занятиям и не возражали, когда Игорь стал ходить в школьную секцию бокса. Рано пробудилась в сыне любовь к хоккею, прилежно ездил на занятия по хоккею на Сетунь, особенно после того, как врачи порекомендовали оставить бокс; в дошкольном возрасте сверстник на ледяной горке грубо перевернул Игоря через голову, от чего случилось сотрясение мозга. Стал заниматься карате, стрелковым спортом.
Родители не возражали, когда сын решил после восьмого класса пойти в ГПТУ. В 1977 году стал учащимся ГПТУ № 61 на Сетуни и через три года дипломированным слесарем механосборочных работ пришел в цех Всесоюзного института легких сплавов – ВИЛС.
В Одинцовском горвоенкомате есть сведения на воинов-интернационалистов, погибших в ДРА. В деле Игоря Сеня записано: «За время работы в цехе проявил себя знающим, дисциплинированным и исполнительным специалистом. Все задания выполнял в срок и качественно. С товарищами по работе и старшими вежлив. Принимал активное участие в ДНД. В коллективе цеха пользовался авторитетом».
После годичной отсрочки Игорь Сень 2 апреля 1981г. был призван в армию. Еще будучи школьником, часто просил мать рассказать о войне, о которой Вера Александровна знала не понаслышке. Тяжелыми были для нее эти воспоминания, но сыну не отказывала. Она вспоминала, как 11 октября 1941 года в их деревню Афанасково Смоленской области ворвались немцы. В семье отца было шестеро детей. Сестра Евдокия перед этим с другими односельчанами угнали колхозный скот в лес. Через несколько дней мать с другой сестрой погибли рядом с домом, подорвались на мине. Однажды, отец вынес военнопленным, которых гнали немцы, хлеб и получил удар прикладом, упал без сознания. Через неделю деревню сожгли, все разграбили, а колхозников погнали на Запад. Все переживали за отца. Он был членом правления колхоза, уважаемым в деревне человеком. Когда надвигалась беда, все говорили: «Куда дядя Саша, туда и мы пойдем». Но от побоев отец слег и скоро умер. Летом 1943 года 14-летняя Вера вырвалась из оккупации, сотни километров прошла пешком до Вязьмы, а отсюда добралась к сестре Марине в Трехгорку и стала работать в доме отдыха «Полет». Начинала уборщицей, потом прачкой, сестрой-хозяйкой, а последние годы, перед уходом на пенсию, здесь же – заведующей столовой. Всего на одном месте проработала 42 года…
Короткими были для Игоря курс молодого бойца и школа младших командиров в Казахстане. В конце июня 1981 года он, младший сержант, командир отделения взвода связи в составе мотострелкового батальона приземлился на территории Афганистана.
— С тех пор мы жили от письма до письма, - вспоминает Вера Александровна. – И не было только часа, но минуты, чтобы не думали, где наша кровинушка. Верно говорят: одна беда не приходит. В конце лета этого же года муж, работавший в Министерстве машиностроения, получил тяжелую травму – перелом позвоночника. Я, как могла, скрывала это от сына. Когда Михаил Михайлович в тяжелейшем состоянии лежал в больнице (а пролежал более года), я получила новый удар – Игорь в Чирчике в госпитале. 17 ноября вылетела к нему.
— То, что я там увидела, потрясло – продолжала рассказывать Вера Александровна. – Госпиталь был переполнен больными малярией, желтухой, желудочными заболеваниями… Многие, вывезенные из Афганистана, мучались заболеваниями ног, гнойные язвы разъедали конечности. Сын тоже сослался на заболевание ног, скрыл истинную причину. От других раненых узнала, что Игорь подорвался на мине и получил тяжелое повреждение плеча. А когда, случайно, нашла у сына фотографии и увидела его там, в Афганистане, с больными ногами товарищи носили его в медсанбат, совсем растерялась. Об этом Игорь никогда не писал.
Более недели пробыла Вера Александровна в Чирчике. Поселилась у местной жительницы, куда приходили Игорь и другие раненые. Особенно жалела тех, к кому никто не приехал. По-матерински старалась каждому помочь, каждого побаловать: водила в местную столовую, подкармливала, на базаре покупала фрукты, угощала, чинила, стирала одежду… Когда уезжала, провожали почти всем госпиталем.
— Нет, материнское сердце никогда не обманешь, - опять зарыдала Вера Александровна. – Оно чувствовало, что встреча последняя. Когда уезжала, Игорь старался держаться, а я видела, как ему нелегко. И вот переполненный автобус тронулся. Местная узбечка обратилась к пассажирам: «Кто потерял пуговицу?» Я машинально ощупала свое пальто и обнаружила, что пуговицы нет. Спутница, возвращая пуговицу, внимательно посмотрела мне в глаза и сказала: «Очень плохая примета. К потере».
После лечения в госпитале Игорь вернулся в Афганистан. В свой батальон. Лишь когда отец пошел на поправку, стал самостоятельно передвигаться, Вера Александровна сообщила сыну о случившемся. В ответном письме сын, обращаясь к отцу, написал: «Отец, ты молодец! Вот вернусь и поработаем».
Сколько их, «афганцев» писали родным, что у них все хорошо, «тихо, как в союзе, кормят, как дома». И вообще все хорошо, Игорь не был исключением. Конечно, родные понимали, что это все утешительная неправда, также старались их в своих письмах не тревожить вопросами о службе. И никогда Вера Александровна и Михаил Михайлович не узнают, во скольких боевых операциях участвовал их сын. Нет точных сведений и горвоенкомате. В «сведениях» о Игоре Сень записано: «Погиб при выполнении боевого задания 4 января 1983 года, попав засаду у города Миттерлам. В завязавшемся бою был убит». И далее. «Ранее неоднократно участвовал в боевых операциях. Однажды в боевой обстановке из-под огня вынес с поля боя раненого командира своего взвода. Сам при производстве работ по разминированию при взрыве мины имел тяжелое повреждение плеча». За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга, младший сержант Сень Игорь Михайлович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1982 года награжден медалью «За отвагу».



Из писем Игоря Сень:

«Здравствуйте, дорогие мои мама и папа!!!

Что-то долго нет от Вас писем, вот и решил написать Вам коротенькое письмецо перед боем. У меня все пока нормально, жив, здоров, чего и Вам желаю. Погода у нас стоит по-прежнему хорошая, домик взводного готов, даже не верится, что это мы сами построили, ведь у нас почти ничего не было, гвозди вынимали из досок. Молодое пополнение наше каждый день занимается, бегают, стреляют из автоматов, занимаются строевой, так что готовим из них замену. Новый год, наверное, у нас не будет отличаться от остальных дней. Кино у нас не показывают, радио нет, проигрывателя нет, продуктов нет и магазина тоже нет, может только почту привезут и то хорошо, если, конечно, письма будут. Пишите, как Вы там, какие новости, как встретили Новый год! Очень жду ваших писем!
Крепко целую Вас! Игорь.
Передавайте все привет! 29.12.82 г.
87 дней до приказа!!!»

«Здравствуйте, дорогие мои мама и папа!

Вчера получил Ваше письмо, спасибо Вам, мои дорогие, что заботитесь обо мне так. У меня все пока хорошо, служба идет потихоньку. Молодые наши учатся потихоньку, мы им помогаем. В землянке навешали снежинок и достали ветку пихты, вот и все наши приготовления к Новому году. Для нас это обычный день, праздничного стола тоже не будет. Вчера нам во взвод дали новую машину, будем скоро учить молодых стрелять с пушки и пулемета. Завтра у нас спортивный праздник, будем бегать, играть в волейбол, бороться.
Очень жаль дядю Сережу, как-то все неожиданно получилось. Мам, все бандероли я получил, не волнуйтесь. Я очень рад, что отцу получше, так держать, батя! Все будет хорошо, я уверен.
Пишите что нового, как Аленка? Передайте привет и на работе тоже!!!
Крепко целую Вас!!! Игорь. 31.12.82.
85 дней до приказа!!!»

Из писем сослуживцев Игоря:


«Здравствуйте, дорогие наши тетя Вера и дядя Миша!

Получил вчера ваше письмо. Прочитал его всем ребятам. Спасибо за теплые пожелания в нашей службе. Мы все шлем вам горячие приветы и наилучшие пожелания. Мы помним Игоря и Женю. Их кровати всегда заправлены, застелены чистым бельем и никто на них не спит. Вспоминал их начальник политотдела бригады, который прилетал к нам сюда на праздник 23 февраля. Было торжественное собрание. Почтили память погибших минутой молчания. Видели мы парня, который сопровождал Игоря домой, рассказал он, как все было, слезы сами текли из глаз, когда он рассказывал, хотя давно все чувства огрубели. Тетя Вера, вы просите написать подробнее, как все произошло. Мы расскажем, когда приедем к вам после службы. Одно вам напишу: погибли ребята смертью храбрых.
На этом заканчиваю. Все шлют вам наилучшие пожелания. Крепкого вам здоровья. Крепко вас целуем.
Друзья Игоря. 24.02.83 г.»


«Здравствуйте, дорогие тетя Вера и дядя Миша!

Сегодня наконец-то прилетали вертолеты, доставили продукты и почту, после десятидневного перерыва. У нас шли сильные дожди, было небольшое землетрясение, но, слава богу все обошлось. Два дня уже светит солнце. Днем уже жарко, чувствуется приближение лета. У нас перед домом уже зазеленело дерево, которое сажал Игорь в прошлом году. Будет память «молодым». На днях собрали последние документы, в конце апреля обещают командиры отпустить домой. Обязательно к вам заедем вдвоем или втроем. Сходим и отнесем цветы к Игорю и Жене на могилу, так мы решили здесь. А пока ждем начала отправки. Мысленно уже дома, в Союзе. Вот и все наши новости. На этом заканчиваю.
Все передают вам большие приветы, желают всего наилучшего и здоровья. До свидания.
С уважением Собиев Михаил и личный состав взвода связи. 1.04.83 г.»
к списку

Новости

Набор юношей для бесплатного обучения вождению

Ярмарка вакансий для увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Время призывать

Шагом марш!

Организован консультативно-правовой центр для призывников

Медаль нашла… сына героя

Время не стёрло их подвиг

Одинцовцы палили из гранатометов

Набор юношей в школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой

Отбор кандидатов в военно-учебные заведения

архив ...

  
© 2009 Военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского городского округа. Министерство обороны Российской Федерации
Контактная информация