Весна — горячая пора не только в сельском хозяйстве. В это время ежегодно проходит еще одномероприятие государственной важности – призывюношей на действительную военную службу вРоссийскую армию. Нынешний весенний призывставит сложную задачу перед Министерствомобороны РФ. В запас отправляются сразу двапризыва: полуторагодичный и годичный. Следовательно, военным комиссариатам предстоитсерьезно поработать, чтобы в строй встало достаточное количество молодых ребят. Первые 17новобранцев прибыли на Власиху, в 5-ю комендатуру обеспечения командования Ракетных войскстратегического назначения (РВСН).
«ВЕСЕЛЕЙ, РЕБЯТА, МЫ ТЕПЕРЬ СОЛДАТЫ…»
Семнадцать молодых ребят в новеньком обмундировании, разные на лица, но одинаково подстриженные «под ноль» застыли в строю. Второй день в полку и первая встреча с командирами подразделения. На первый взгляд, судя по всему, командиры остались довольны пополнением, прибывшим из Мурманской области. Форма отглажена, обувь начищена, подворотнички сверкают белизной. Да и вид у будущих солдат молодцеватый, подтянутый.
Поздравления и напутствия от командира, и они поступают в распоряжение исполняющего обязанности командира батальона, майора Коблова. Именно ему и другим офицерам части предстоит подготовить молодое пополнение к принятию присяги на верность Родине, провести отбор: кто из ребят попадет служить в роту противодиверсионной борьбы, а кто — в караульную службу.
А ребята и в самом деле все как на подбор. К примеру, Юрий Шевчук из Мурманска, не только «без пяти минут» дипломированный искусствовед с университетским образованием, но и специалист по восточным единоборствам. Под стать ему и Виталий Савинцев из далекого городка Ковдор, и Сергей Некрасов — тоже студент, решивший, что, прежде чем получить диплом, надо научиться Родину защищать.
«ОГОНЬ! БАТАРЕЯ... ОГОНЬ! БАТАЛЬОН…»
Однако, прежде чем будущие воины получат личное оружие, из которого по команде «Огонь!» начнут стрелять, и будут использовать его по уставу караульной службы, пройдет не один день. Вначале, конечно же, будет торжественно принята присяга и пройдет обязательное собеседование с военным психологом.
Начиная с первого дня, офицер-психолог проводит тестирование, выясняя, «чем новобранец дышит и о чем думает».
— Основная наша задача, — рассказывает военный психолог капитан Александр Кашин, — выявить солдат, которые не подходят для военной службы и могут в нестандартной экстремальной ситуации повести себя неадекватно. Молодежь приходит в армию из разных семей: одни — из «полной» семьи, других воспитывает только мама, а третьих — вообще улица. Все мыслят по-разному. Мы должны сгладить барьеры между военнослужащими. Тем более, что подразделение занимается в основном несением караульной службы. Здесь ситуации возникают самые разные, и пусть даже учебные, но оружие в руках солдат боевое.
Психика человека отличается нестабильностью. Сегодня это милый человек, а через неделю — совсем другой. Тем более, когда попадает в чисто мужской армейский коллектив. Не каждый может сразу адаптироваться. Что касается основных проблем – это те, которые остаются «на гражданке»: мысли о здоровье родителей, о любимой девушке, о том, дождется она или нет. Находим с молодыми солдатами общий язык, настраиваем их на позитив. Но, в любом случае, при допуске личного состава к несению караульной службы слово психолога является определяющим. На основании его заключения издается приказ командира части о допуске солдат к несению службы.
«БОЖЕ, ХРАНИ РУСЬ СВЯТУЮ…»
Отец Александр, настоятель храма в подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и храма святой Великомученицы Варвары, два раза в неделю посещает подразделение. Ему, священнослужителю, десять раз побывавшему в командировках в Чечне, проведшему в боевой обстановке в общей сложности два с половиной года, есть о чем рассказать молодому пополнению. И это рассказы не только о библейских мудростях и христианских заповедях. Это духовное наставление на всю оставшуюся жизнь. Совсем недавно отец Александр посетил учебный центр в Чите, где прошел обряд крещения сразу пятисот военнослужащих.
— Родину защищать за деньги можно, а вот убивать за деньги невозможно, — поучает отец Александр свою паству. – Родина — это все, что нас окружает:
родители, родственники, друзья, невесты, а потом уже природа, деревья, цветы. Вы приходите в армию не отбывать повинность, а действительно защищать Родину, тем более что вам доверили охранять щит нашей Родины, штаб РВСН.
По словам отца Александра, сегодня в войска приходит немало молодых людей, которые уже приобщены к вере своих предков. Многие из них посещают церковную службу, участвуют в крестном ходе, исповедуются, причащаются. До 30 процентов новобранцев принимают крещение, именно придя служить в Российскую армию. По его мнению, пришло время возрождать в армии военное духовенство. И с ним трудно не согласиться.
По крайней мере, вреда это не принесет. Церковь всегда учила людей только хорошему.
«ВЬЁТСЯ, ВЬЁТСЯ ЗНАМЯ ПОЛКОВОЕ. КОМАНДИРЫ ВПЕРЕДИ. СОЛДАТЫ В ПУТЬ…»
В этот день мы с заместителем командира части по воспитательной работе подполковником Боровых побывали на строевых занятиях, в учебном классе, где «молодежь» прилежно штудировала Устав, а позже изучала современное стрелковое оружие.
В бытовой комнате наблюдали, как новобранцы обращаются с иголкой и утюгом, в столовой — с каким аппетитом обедают.
И, естественно, к подполковнику Боровых возникали вопросы.
— Эдуард Владимирович,в связи с тем, что сегоднясрок срочной службы сокращен до одного года, задачаза это время подготовитьнастоящего защитника Родины усложнилась?
— Мы пересмотрели планирование, документы, программу боевой подготовки, чтобы отбросить все лишнее и за год дать солдату самое необходимое. Больше внимания стали уделять именно практическим занятиям, выполнению нормативов. Упор на то, чтобы солдат реально думал и понимал, что он делает.
— Ваша часть выполняет особые задачи. Это нешутка — охранять такойважный стратегическийобъект, который в народезовут «щитом Родины».
— Кроме функций охраны, дежурства, мы занимаемся мероприятиями по антитеррористической деятельности, ведем профилактическую работу. Конечно, сложно сразу подготовить молодое пополнение к такому объему работы.
Здесь большая ответственность лежит на офицерах, занятых воспитательной работой, а также на психологе. Поддерживаем связь с родителями солдат, пишем им, звоним.
— Отличаются, на вашвзгляд, нынешние призывники от тех, кто проходилслужбу 10-15 лет томуназад?
— Разница большая. Армия — это ведь зеркало нашей гражданской жизни.
Различия есть и в воспитании, и в здоровье. 15 лет назад была совсем другая страна, другой мир. Чтобы сформировать новое, нужно время. Родители, школа, общество, пресса, наконец, – всё это формирует мировоззрение, но далеко не сразу. В части у нас есть клуб и прекрасная библиотека, книжный фонд которой пополняет библиотека имени Ленина. Мы стараемся вывозить солдат на массовые мероприятия в Одинцово, Москву. Это и спортивные соревнования, и концерты...
Что касается жалоб, то двери моего кабинета всегда открыты. Мне очень интересно общаться с молодежью в неформальной обстановке, где узнаешь много интересного для себя. Офицеры в казармах находятся практически круглосуточно.
— На ваш взгляд, за одингод срочной службы можнонаучить солдата военнойпрофессии?
— Тут возникает вопрос: чему хотим научить? Естественно, сделать из него профессионала невозможно. Мы стараемся дать военнослужащему те азы, которые позволят ему ориентироваться в различной обстановке: знание вооружения, огневая, моральная и физическая подготовки.
Главное — научить солдата думать, что поможет ему и в жизни, и в бою. У меня нет сомнений: военнослужащие нашей части с честью выполнят все задачи, поставленные командованием.
— Удачи вам в вашемнелегком, но столь нужноми благородном деле, какзащита Родины.
Каждый год в день рождения части сюда, где прошла их служба, приезжают «бывшие» солдаты, чтобы поздравить с праздником личный состав.
Год пролетит незаметно, и вскоре нынешние призывники станут на этих праздниках долгожданными почетными гостями.
Ведь ничего нет крепче армейской дружбы.
Виктор РОГОВИК. Фото автора
"Новы Рубежи" №29 от 29 апреля