В январе 1945 года советские войска вновь перешли в наступление на западном направлении. 12 января силами 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, которыми соответственно командовали маршалы Георгий Жуков и Иван Конев, началась Висло-Одерская стратегическая наступательная операция. К третьему февраля в ходе этой операции от немецких войск была очищена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на правом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Операция вошла в военную историю человечества как самое стремительное наступление — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели 7 укреплённых рубежей противника и 2 крупных водных преграды.
Рано утром 12 января войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление, нанося главный удар с Сандомирского плацдарма, а войска 1-го Белорусского фронта — 14 января — с Магнушевского и Пулавского плацдармов.
Толщина снежного покрова была довольно глубокой, а видимость — практически нулевой. После того, как штрафные роты прошли через минные поля, в дело вступили стрелковые батальоны. В этот момент началась полномасштабная артиллерийская подготовка, в которой приняли участие до трёхсот орудий на километр фронта. То есть расстояние от одного орудия до другого было всего три или четыре метра. Германская оборона рухнула. По скольку по приказу Гитлера танковые резервы были заранее выдвинуты к линии фронта, они оказались в пределах досягаемости огня советской артиллерии, понесли серьёзные потери уже в первый период наступления и не могли быть задействованы в соответствии с заранее разработанными планами обороны, втягиваясь в бой для прикрытия брешей, образовывающихся в боевых порядках немецких войск (Э. Бивор «Падение Берлина»).
13 и 14 января севернее — в Восточной Пруссии — развернулось наступление 3-го Белорусского фронта под командованием генерала Черняховского и 2-го Белорусского фронта под командованием генерала Рокоссовского.
Гитлер принял решение приостановить все активные боевые действия на Западном фронте и вернуться в Берлин из своей ставки в Цигенберге лишь 15 января, на четвёртый день успешного советского наступления, несмотря на настоятельные просьбы начальника Генштаба сухопутных войск генерала Гудериана. В первые дни Гитлер отказывался рассматривать предложения о переброске подкреплений на Восточный фронт, но, вернувшись в столицу, приказал начать переброску корпуса «Великая Германия» из Восточной Пруссии в район города Кельце, в 170 км к югу от Варшавы. Тем временем 47-я Армия, действовавшая на крайнем правом фланге 1-го Белорусского фронта, обходила Варшаву с севера. 16 января штаб группы армий «А» доложил командованию сухопутных войск вермахта, что город удержать не удастся ввиду малочисленности гарнизона. Гудериан отдал распоряжение, согласно которому командованию группы армий «А» разрешалось самостоятельно принимать решение относительно продолжения обороны Варшавы. Гитлер, узнав об этом, пришёл в ярость и потребовал отменить приказ, однако радиосвязь с гарнизоном уже прервалась.
17 января советскими войсками была освобождена Варшава, в боях за которую приняли активное участие находившиеся в составе 1-го Белорусского фронта части польской Армии людовой.
К 18 января главные силы группы армий «А» были разгромлены, оборона противника прорвана на пятисоткилометровом фронте на глубину до 150 километров.
19 января передовые части 3-й Гвардейской танковой, 5-й Гвардейской и 52-й армий 1-го Украинского фронта, преследуя противника, вступили на территорию Германии в Верхней Силезии, а войска левого крыла фронта освободили Краков.
Германское командование начало переброску в приграничные районы части сил из внутренних районов Германии, с Западного фронта и других участков фронта. Однако попытки восстановить прорванный фронт успеха не имели. 20-25 января армии 1-го Белорусского фронта преодолели Вартовский и Познаньский оборонительные рубежи и окружили в Познани 60-тысячный гарнизон противника. К 3 февраля советские войска вышли к Одеру и захватили плацдармы на его западном берегу в районах Штейнау, Бреслау, Оппельна и Кюстрина. В это же время войска 4-го Украинского фронта заняли часть Южной Польши и Северной Чехословакии и продвинулись до верховьев Вислы. Завязались бои за Бреслау. В результате Висло-Одерской операции было полностью разгромлено 35 дивизий противника, ещё 25 потеряли от 50 до 70 процентов личного состава, было взято в плен около 150 тысяч человек.
Советские войска выровняли фронт и вышли на дальние подступы к Берлину. Значительные силы противника оказались в котлах в Познани и Бреслау. Стали очевидны неспособность немцев эффективно вести боевые действия на два фронта и неизбежность грядущей победы союзников.
Подготовил Виктор Роговик
"Новые Рубежи" №4 от 20 января 2010