«Политика — это где-то высоко и далеко, а нам предстоит каждодневная работа»
— Прежде всего, поздравляем вас с победой — на выборах 14 марта вы прошли в Совет депутатов Лесного городка. В связи с этим первый вопрос: почему вы решили уйти в политику?
— Мое желание баллотироваться в депутаты городского Совета, а ранее — на должность главы поселения, я не рассматриваю, как уход в политику. Должность главы — это должность менеджера, администратора, управленца, прежде всего. Управленец нанимается на работу к жителям через выборы для того, чтобы оказывать тем же жителям качественные услуги, делать их жизнь лучше, интереснее, более комфортной и благополучной.
Депутатский корпус во взаимодействии с администрацией поселения принимает решения, которые должны быть направлены на улучшение жизни людей. Это не уход в политику, все гораздо прозаичнее — это работа на пользу людям.
Рано или поздно любой человек оказывается перед выбором, на который его толкают определенный возраст и накопленный жизненный опыт: куда приложить свои силы и энергию, которые еще есть. В этом году мне будет 52 года, я уволился из Вооруженных Сил, являюсь гражданским военным комиссаром. По жизни я всегда стремился к максимальным результатам. В процессе службы удавалось этих результатов добиваться. И мне захотелось поставить перед собой другие задачи, создать новый жизненный проект. Таким проектом и стала попытка осенью 2009 года стать главой Лесного Городка. Выборы были сорваны, задуманное не осуществилось.
Но поскольку с избирателями поселения я уже разработал программу своей деятельности и дал обязательство, что программные установки будут выполнены, не мог остаться в стороне. Зная, что на должность главы весной выдвигался Иван ЮВЧЕНКО, бывший вице-глава Одинцовского района, объективно понимал, что у него больше управленческого и административного опыта. Я не стал ставить амбиции во главу угла и решил выдвинуться в Совет депутатов, чтобы поработать в одной команде с Ювченко. В итоге мы оба победили, и будем работать на благо жителей Лесного Городка.
Политика — это где-то высоко и далеко. А нам предстоит каждодневная работа. Проблем очень много, они возникают каждый день и их надо решать: социальные, экономические, вопросы ЖКХ… Должность депутата не освобожденная, поэтому является дополнительной нагрузкой, а функции военного комиссара с меня никто не снимал.
«Увеличение срока службы в армии считаю оправданным»
— Сначала срок срочной военной службы был сокращен с двух до полутора лет, а в 2008-м уменьшился до года. В ответ на вопрос журналистки телеканала Russia Today о контрактной службе начальник Генштаба РФ Николай МАКАРОВ бросил такую фразу: «А мы и не переходим на контрактную основу. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем». В результате в России заговорили о том, что срок срочной службы в армии может быть увеличен, и призывать начнут с 19 лет. Ваши комментарии.
— Что касается перспектив увеличения срока службы… Я не могу предугадать решения руководства Министерства Обороны и верховного главнокомандующего, какие будут изменения в законодательстве…
Юношам, которым сейчас исполняется 18 лет, родились в 1992 году. В те годы рождаемость была очень низкой, поэтому сегодня мы попадаем в демографическую «яму». При этом потребность Вооруженных Сил в личном составе не уменьшилась. Учитывая, что стали призывать на один год, количество призывников увеличилось почти вдвое. В связи с демографической ситуацией призывников будет не хватать. Последствия будут сказываться до 2020, а по некоторым источникам — и до 2026 года.
Кроме того, встает вопрос об уровне обучения юношей, призываемых в армию. При двухлетней службе призывники получали хорошие навыки, которые остаются в памяти еще долгое время после окончания службы. За год подготовить хорошего специалиста намного тяжелее. Поэтому к военной службе теперь необходима начальная подготовка…
— Этот вопрос как-то реализуется?
— В школах такая подготовка проходит в рамках предмета ОБЖ. Плюс, мы ежегодно готовим порядка 100-120 человек по военно-учебным специальностям в районной технической школе ДОСААФ. Выпускники школы призываются в армию и идут подготовленными специалистами — в основном, это водители. Обучение в ДОСААФ бесплатно — его оплачивает Министерство Обороны. Продолжительность обучения — около трех месяцев.
— Какие способы выхода из демографического кризиса вы видите в сложившейся ситуации?
— У нас идет реформирование Вооруженных Сил. Сокращаются должности не только генералов и офицеров, но и личный состав (прапорщики, солдаты), чтобы воинские части были более мобильными.
— То есть приоритет переносится на техническую оснащенность армии?
— Естественно, поэтому мы говорим о подготовке специалистов. О том, что портрет призывника, уже отслужившего в армии, будет меняться. Только резко переоснастить армию не получится. Опять же, для овладения этой техникой нужно подготовить специалистов. Какое количество их понадобится, неизвестно. Решение об увеличении срока службы непопулярное, поэтому не знаю, будет ли оно приниматься. Могу высказать лишь свое мнение — я бы считал эту меру оправданной. Еще могу добавить от себя, что сегодня выполнить задание по набору призывников гораздо сложнее, чем это было раньше.
— Вы считаете принципиальным увеличение призывного возраста до 19 лет? Вероятность такого решения тоже обсуждается.
— Считаю, что 18 лет — нормальный возраст для призыва. Смещение на год призывного возраста приведет к тому, что к взрослой самостоятельной жизни для реализации своих возможностей молодой человек сможет приступить позже.
«Корни дедовщины — в культурном развитии общества»
— Один из аргументов в пользу произошедшего уменьшения срока службы — борьба с дедовщиной.
— Дедовщину я рассматриваю не как воинское, а как социальное явление, в борьбе с которым изменение срока службы не считаю панацеей. Корни дедовщины значительно глубже, они в культурном развитии общества, а, вернее, в его теперешнем дефиците, в условиях развития самой личности. Армия — это срез общества. Болевые точки повторяются и в армии. Другое дело, что в воинской среде другие условия жизнедеятельности — определенные приказами, уставами, особые условия формирования коллектива, в основном, мужского. Регламент ежедневных действий определен жестким распорядком дня. Свобода человека, которая естественна на гражданке, здесь ограничена. В таких условиях те негативные зерна, которые были посеяны до армейской службы, как правило, прорастают. Поставьте любого человека в экстремальную ситуацию — он покажет и свои самые лучшие, и самые худшие качества. Об этом свидетельствует и история, и наша жизнь — повседневное общение между людьми.
— Почему-то раньше армию больше уважали и считали, что она способна сделать даже из самого неблагонадежного пацана настоящего мужчину.
— Армия — это школа жизни. Расхожее мнение еще со времен социализма. Но ко мне часто приходят родители, дедушки, бабушки и просят забрать свое чадо в армию — «совсем от рук отбился». То есть у многих здравомыслящих людей такое отношение к армии сохранилось.
Если в обычной жизни молодой человек полностью предоставлен самому себе, то в армии рядом с подчиненными постоянно находятся командиры, которые должны не только обучать, но и воспитывать. Здесь встает вопрос о подготовке людей, которые занимаются воспитанием юношей. Если раньше был институт заместителей командиров по политической части и замов командиров по воспитательной работе, то сейчас политических училищ, которые занимались бы подготовкой воспитателей, у нас нет. Есть только курсы в некоторых командных училищах, где готовят таких специалистов, но сегодня их недостаточно.
«Уверен, что от священников в армии будет польза»
— Не пытается ли церковь заменить этот отсутствующий институт?
— Сейчас активно обсуждается вопрос о введении института военных священников, но официального утверждения подобного статуса пока нет. Прогнозировать результат сложно. Но, учитывая, что религия связана с культурой и историей страны, охватывает, прежде всего, духовные сферы жизни человека, приверженность общечеловеческим заповедям, идеям патриотизма, думаю, что это принесет положительный результат.
— Вы сказали, что официальных решений по этому вопросу нет. Тем не менее, священники в армии появляются.
— Происходит апробация. Думаю, что по этому поводу будут официальные директивы, которые регламентируют деятельность священников в Вооруженных Силах. Ведь это не так просто. В армии служат представители разных конфессий. Вопросов много. Но я не сомневаюсь, что польза будет.
— Сейчас заговорили про этническую дедовщину и дедовщину на национальной почве.
— Люди разные — по физической силе, воспитанию, вероисповеданию. Есть земляческие группы, но это не значит, что они могут носить только отрицательный характер. Наоборот, в таких группах может присутствовать взаимопомощь. И они нормально контактируют с другими призывниками.
Молодые люди — это пластилин, все зависит от целенаправленной и кропотливой работы с ними со стороны командиров и воспитателей. Здесь нужно иметь призвание, желание. Очень многое зависит от старших командиров, которые на время службы заменяют отцов, старших братьев. А повод для воспитания всегда найдется, пределов совершенству нет.
С другой стороны, за один год командир не может изменить то, что годами воспитывала семья, школа, улица. Здесь возникают вопросы не только воспитания, но и контроля. Если он существует, то способен охладить многие дурномыслящие головы. Важна неотвратимость наказания за неуставные отношения, не должно быть укрывательства фактов нарушения закона.
«Я бы никогда не уволился из армии»
— Не уходят ли из армии наиболее достойные по человеческим качествам люди, что оставляет простор для «разгула» оставшимся, менее позитивно настроенным командирам?
— Ваш вопрос риторический. Оставлю его без комментариев. Вы сами все видите. Не соглашусь только вот в чем. Я бы никогда не уволился из армии. Я воспитан на героических традициях наших отцов и дедов. Перечитал практически все, что написано о Великой Отечественной войне. Это повлияло на то, что в 14 лет я поступил в суворовское военное училище в Уссурийске и закончил его. Это была мечта всей моей жизни, и я ее осуществил.
Мы не можем в жизни бросить больного близкого человека. Это будет предательством. Капитан гибнущего корабля борется за его спасение до последнего, и последним его покидает. И в наше время я знаю очень многих офицеров, которые продолжают служить. Это люди не только моего возраста, но и значительно моложе меня. Я считаю их настоящими патриотами. Поэтому говорить о том, что уходят интеллектуалы, эрудиты, профессионалы, а остаются те, кто не может найти себя в других сферах человеческой деятельности — с этим я категорически не соглашусь. Будущее есть у армии, а значит, и у страны. В этом я не сомневаюсь. Может, в этом есть некий налет романтизма, но это действительно так.
Об итогах призывной кампании — 2009 и весеннем призыве, который начался 1 апреля, читайте в среду — во второй части беседы с Вячеславом Клявинь!